Активные объявления: 2822

Особенности франчайзинга в Украине

23 марта 2017
[Franchise. ua]
2
Комментарии (0)

  Так уж получилось, что в Украине договор франчайзинга как таковой не урегулирован на законодательном уровне. В Украине он носит название «коммерческая концессия». 

В чем отличие?

      Особенность 1. Терминология

В соответствии со статьей 1115 Гражданского кодекса Украины, согласно договору коммерческой концессии правообладатель предоставляет пользователю право пользования комплексов прав с целью производства и/или продажи определенного товара и/или услуг.

Как видно из формулировки, отличия есть не только в названии. В правовом регулировании франчайзинга используется и другая терминология. Так, например, франчайзер в украинском договоре коммерческой концессии называется правообладателем, а франчайзи – пользователем.

Тем не менее, суть договора остается той же: франчайзи (пользователю) передается комплекс прав: начиная от коммерческого опыта и методов ведения бизнеса и заканчивая деловой репутацией, то есть право на использование интеллектуальной собственности. Таким образом, пользователь получает полностью готовую к воплощению бизнес-идею.

Юристы рекомендуют использовать отечественную терминологию для составления внутренних договоров. Но даже в случае использования международной терминологии, отечественные суды такие правоотношения трактуют как отношения коммерческой концессии, и проблем обычно не возникает.

     Особенность 2. Обязательная государственная регистрация

Статья 1118 часть 2 Гражданского кодекса Украины гласит, что договор коммерческой концессии должен быть в обязательном порядке зарегистрирован государственным регистратором. Но здесь возникает проблема: государственные регистраторы отказывают в регистрации договоров, так как порядок регистрации договоров коммерческой концессии не определен.

Как выйти из этой ситуации? Здесь каждый предприниматель действует на свое усмотрение. Кто-то оформляет комплекс договоров: договор об оказании услуг, инвестиционный договор, договор аренды и т.д. Кто-то добивается регистрации в судебном порядке.

На деле же оказывается что для того, чтобы договор коммерческой концессии мог считаться правомерным, достаточно просто заключить его в письменной форме.

     Особенность 3. Специфика налогообложения

Основное отличие в том, что в Украине роялти относятся к валовым расходам. В расходы нельзя включить роялти, которые выплачены нерезиденту в случае, если их объем превышает 4% дохода. В случае, если роялти выплачено нерезиденту, находящемуся в оффшорной юрисдикции, то они не включаются в состав затрат в полном объеме. И это необходимо учитывать, если вы приобретаете зарубежные франшизы.

 Несмотря на эти недоработки, франчайзинг в Украине с каждым годом становится все более популярным.



Нет комментариев. Ваш будет первым!